Сергей Зорин (zorins) wrote,
Сергей Зорин
zorins

Categories:

Как делаются состояния в Китае

осторожнее с русскими
Ну за весь Китай сказать не могу, но две истории успеха знакомы мне довольно хорошо. В обоих случаях бизнес начинался в сарае: на коленке собранные телефоны и игровые приставки (помните Dandy?) продавались за условные копейки на экспорт.

Бизнес быстро рос, подпитываемый стабильно растущим спросом из-за рубежа. Оборотные средства пополнялись за счет получения авансов покупателей с одной стороны и отсрочек от поставщиков комплектующих с другой. Таким образом через пару лет обе компании уже смогли взять в аренду по небольшому заводскому корпусу на окраине Шеньженя.

Но любой рост имеет свой предел. Конкуренция усиливалась, рынки менялись и компании начали прощупывать новый ассортимент. Производитель игровых приставок в итоге очень удачно мигрировал в рынок дешевых цифровых фотокамер, а телефонщики ничего нового так найти и не смогли. У обеих компаний появились лояльные потребители, время от времени проскакивали заказы от крупных транснационалов типа LG и Wallmart, но несмотря на это доходы кардинально не росли. И владельцы предприятий никогда бы не заработали своих баснословных состояний, если бы не один фактор. Точнее два.

Название этим факторам - рост цен на недвижимость и господдержка производителей. Схема проста: предъявляешь работающий бизнес, по льготной схеме получаешь землю в какой-нибудь удаленной провинции и кредит на строительство. Построенный завод продаёшь или сдаёшь в аренду, а потом повторяешь то же самое, но уже в другой местности. Прибыль измеряется миллионами и десятками миллионов долларов.

При такой схеме доходность производственного бизнеса теряет значение. Его основной целью становится рост оборота для подтверждения заявленных бизнес-планов. Рост оборота любой ценой. Вместо сужения специализации и фокусирования на узком сегменте, производство начинает каннибализировать всё новые и новые направления. Так на одном заводе я даже встретил мини-типографию для печати инструкций.

Предприятие начинает активно лезть в новые товары. Но не ради прибыли, а только для того, чтобы под них получить льготы и построить новые производственные корпуса.

Очевидно, что такая бизнес-модель ведет к несправедливой конкуренции и перекосам. Хорошо ли это для рынка? Хорошо ли для государства? Не знаю, здесь у меня нет однозначных ответов. А зависть есть.
Tags: китай, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 188 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →