Сергей Зорин (zorins) wrote,
Сергей Зорин
zorins

Categories:

Последний китайский совет

Заканчивая тему советов, расскажу об одной особенности ведения бизнеса с китайцами, познание которой в своё время мне далось довольно болезненно и весьма дорого.

Дело было 2002 году. Мы занимались импортом телефонных аппаратов и продавали их под своей маркой. А если точнее, импортировали мы разобранные комплекты, а здесь уже собирали из них телефоны. Хороший был бизнес, неплохие телефоны, и бренд свой «ESPO» здорово тогда раскрутили.

Суть бизнеса была в следующем: в то время, когда все конкуренты возили no-name телефоны (покупая их в Китае за 1,5-2 доллара), мы сделали свою марку, придумали яркий дизайн коробки, составили хорошую инструкцию, да еще и кнопки по-русски подписали. Собственная сборка позволяла лучше контролировать качество. Плюс сами телефоны стали закупать на рубь дороже у производителя, который не жадничал, вкладывался в дизайн и хоть как-то следил за качеством.

Короче, нормально дело пошло. Подписали мы с китайцами эксклюзивное соглашение на Россию, и начали возить телефоны контейнерами. Тысяч по 15-20 в месяц как минимум таскали. Параллельно вкладывались в разработку, учили китайцев как нужно дорабатывать схемы под российские линии и стандарты.

Но в один прекрасный день наши конкуренты притащили ровно такие же модели и стали продавать их чуть дешевле. Ровно с того же завода. Можете представить, как я был зол. Разослал гневные письма, собрал доказательства, полетел на разборки на фабрику. Сейчас, думаю, всех там урою!

Но китайцы даже ухом не повели. Отмазка была типичной: да, телефоны наши, но мы их в Россию не продавали — видимо ваши конкуренты закупили их через подставную компанию в Дубае. Так что мы ни при чем — давайте дружить и работать дальше.

Было совершенно очевидно, что они нагло врут, и я с новой силой начал собирать и предъявлять доказательства. Я хотел, чтобы они признали свою ошибку, остановили параллельные поставки и дали гарантии на будущее. Бился долго. До тех пор, пока китайские боссы не начали избегать меня. А рядовые исполнители упорно твердили: ничего не было, ни о чем не знали, начальство разбирается — всё будет хорошо. Тем времени поставки конкурентам продолжались.

После длительных споров с этим заводом всё равно пришлось расстаться. Конкуренты работали весьма агрессивно — и рынок по этим моделям был довольно быстро убит. В итоге мы конечно нашли замену, и даже вышли на новый уровень, но потеряли в пустых разборках как минимум полгода. И приличную сумму как в затратах, так и в недополученных доходах.

А всё потому, что никогда не стоит обличать китайцев во лжи. Они довольно часто хитрят и эта хитрость не является у них чем-то предосудительным. Похоже, что обман в некоторой степени является частью их культуры, почитайте хотя бы 36 китайских стратагем.

Так вот вам мой девятый совет: если уж удалось раскусить хитрость или обман — не подавайте вида. Вы уже владеете преимуществом. А выводя хитреца на чистую воду вы только унижаете его, загоняете в угол — а значит реакция будет непредсказуемой. Лучше воспользуйтесь стратагемой 假癡不癲 (прикидываться безумным, сохраняя рассудок) и планомерно добивайтесь своего.


Первые восемь советов можно прочитать здесь и здесь.
Tags: китай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →