Сергей Зорин (zorins) wrote,
Сергей Зорин
zorins

Categories:

ISO 9001:2015 Cамый главный стандарт

Более миллиона компаний в мире работают по ISO 9001. Стандарт существует с 1987 года, а недавно вышла совершенно новая, пятая его редакция ISO 9001:2015. И пусть вас не смущает слово "стандарт" - на самом деле это набор принципов по управленю организацией в целом. И в версии 2015 года можно смело менять слова "Система менеджмента качества" на просто "Система менеджмента", и рассматривать стандарт как учебник по менеджменту.

Вчера засел за изучение этой новой версии. Изменений очень много. И изменения приятные. Наконец в явном виде прописали "продукция и услуги" вместо старого "продукция". Убрали шесть обязательных задокументированных процессов. Объединили "документы и записи" под общим понятием "документированная информация". Ушло в прошлое "руководство по качеству" - в большинстве случаев это был бесполезный документ.

Но есть и недостатки. Самый главный - структура опять рыхлая. Стандарт, который провозглашает главной ценностью организации системный и процессный подход, представляет из себя набор отдельных требований с нечеткой структурой и неопределенной взаимосвязью. Нет общего описания разделов, где бы расшифровывалось, что что за раздел, что объединяет составляющие его пункты и какое место он занимает в организации.

Кроме этого, в стандарте по-прежнему не определено место и роль СМК в организации. Эта задача теперь возложена на саму организацию, однако такая свобода приводит к хаосу и постоянному смешению понятий в самом стандарте.

В итоге все эти недостатки сполна проявляются в неспособности разработчиков сделать внятную иллюстрацию к стандарту. Хотя надо заметить, что в версии 2008 года вообще был ужас-ужас

Вот картинка из ISO 9001:2008:

ISO 9001:2008

А вот из ISO 9001:2015:

ISO 9001:2015

Стало немного лучше, явно прослеживается связь с разделами стандарта, но всё равно иллюстрация не дает понимания о сути текста. Складывается ощущение, что автор иллюстрации сам не сильно разобрался в стандарте. Так, четвертый раздел указан на схеме три раза в самых разных местах, а самый большой восьмой раздел не просто обозначен наравне с другими, но и объединен с немаленьким седьмым. В результате из данной картинки может сложиться ложное впечатление о том, что является важным и сложным, а что - наоборот неважным и простым

Чтобы получше разобраться, составил свою собственную схему. Собственно из-за неё и написал весь этот пост, может кому-то пригодится.

содержание ИСО 9001-2015

Как я понял, среди моих читателей довольно много специалистов в области управления качеством, надеюсь на вашу критику и советы.


Tags: Управление качеством
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • всё

    Этот блог окончательно закрыт. Может дойдут руки перенести старые посты в более приличное место. Даже завёл себе для этого домен fabrichka.com…

  • Один завод цветного металла

    На самом деле нет секретов — это Мценскпрокат. Один мой бывший сотрудник, оказывается, стал в прошлом году совладельцем этого…

  • (no subject)

    А вот как я поступил: выбрал первый вариант, пошел к Мишиному руководству и попытался найти мирный компромисс. Но они не хотели ничего слушать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 171 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →