?

Log in

No account? Create an account
На нашей фабричке

на нашей фабричке...


Previous Entry Share Flag Next Entry

ISO 9001:2015 Cамый главный стандарт

Более миллиона компаний в мире работают по ISO 9001. Стандарт существует с 1987 года, а недавно вышла совершенно новая, пятая его редакция ISO 9001:2015. И пусть вас не смущает слово "стандарт" - на самом деле это набор принципов по управленю организацией в целом. И в версии 2015 года можно смело менять слова "Система менеджмента качества" на просто "Система менеджмента", и рассматривать стандарт как учебник по менеджменту.

Вчера засел за изучение этой новой версии. Изменений очень много. И изменения приятные. Наконец в явном виде прописали "продукция и услуги" вместо старого "продукция". Убрали шесть обязательных задокументированных процессов. Объединили "документы и записи" под общим понятием "документированная информация". Ушло в прошлое "руководство по качеству" - в большинстве случаев это был бесполезный документ.

Но есть и недостатки. Самый главный - структура опять рыхлая. Стандарт, который провозглашает главной ценностью организации системный и процессный подход, представляет из себя набор отдельных требований с нечеткой структурой и неопределенной взаимосвязью. Нет общего описания разделов, где бы расшифровывалось, что что за раздел, что объединяет составляющие его пункты и какое место он занимает в организации.

Кроме этого, в стандарте по-прежнему не определено место и роль СМК в организации. Эта задача теперь возложена на саму организацию, однако такая свобода приводит к хаосу и постоянному смешению понятий в самом стандарте.

В итоге все эти недостатки сполна проявляются в неспособности разработчиков сделать внятную иллюстрацию к стандарту. Хотя надо заметить, что в версии 2008 года вообще был ужас-ужас

Вот картинка из ISO 9001:2008:

ISO 9001:2008

А вот из ISO 9001:2015:

ISO 9001:2015

Стало немного лучше, явно прослеживается связь с разделами стандарта, но всё равно иллюстрация не дает понимания о сути текста. Складывается ощущение, что автор иллюстрации сам не сильно разобрался в стандарте. Так, четвертый раздел указан на схеме три раза в самых разных местах, а самый большой восьмой раздел не просто обозначен наравне с другими, но и объединен с немаленьким седьмым. В результате из данной картинки может сложиться ложное впечатление о том, что является важным и сложным, а что - наоборот неважным и простым

Чтобы получше разобраться, составил свою собственную схему. Собственно из-за неё и написал весь этот пост, может кому-то пригодится.

содержание ИСО 9001-2015

Как я понял, среди моих читателей довольно много специалистов в области управления качеством, надеюсь на вашу критику и советы.



Recent Posts from This Journal

  • Один завод цветного металла

    На самом деле нет секретов — это Мценскпрокат. Один мой бывший сотрудник, оказывается, стал в прошлом году совладельцем этого…

  • (no subject)

    А вот как я поступил: выбрал первый вариант, пошел к Мишиному руководству и попытался найти мирный компромисс. Но они не хотели ничего слушать,…

  • Моральный выбор: ситуация 1

    Крупный и любимый заказчик выставил нам претензии на три миллиона. Претензия понятная, но нашей вины там максимум на десять процентов, а если…



homoluden January 16th, 2016
Новый ИСО? Значит опять денег за него отдавать.

zorins January 16th, 2016
не надо отдавать, переходной период 3 года

dz January 16th, 2016
В нашей области вместо этого есть CMMI, и он вполне внятный. В силу заточенности под индустрию.

zorins January 16th, 2016
Да, ISO стандарты всегда слишком общие и корявые, поскольку пытаются угодить всем. К десятой редакции причешут. Через 35 лет.

lrlay777 January 16th, 2016
Ничеси!
А зачем нужен этот стандарт?! Я думал, все эти госты, ИСО- касаются продукции коммерческого субъекта на выходе. Регламентируют качество товаров и услуг для потребителя. А внутрях как что происходит- это личное дело фирмы, в рамках законодательства, разумеется.
Какие там обязатлеьные государственные, а тем паче международные стандарты могут быть в менежменте? Один может авторитарно управлять эффективно, а другой преуспевает, разводя демократию.
В менежменте не может быть универсальных рецептов.

zorins January 16th, 2016
Это рекомендации, можно выполнять или нет. Но если заказчик хочет быть уверен в качестве поставщика - проверять будет по этим рекомендациям, и выберет того, у кого они выполняются.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
theinterference January 16th, 2016
Если собственник не лидер и клал на СМК (сам не соблюдает правила, прописанные в документах СМК), то его сотрудники тоже начнут на нее забивать. А если он лидер и заставляет всех действовать в соответствии с регламентами СМК, то сотрудники поноют и подтянутся.


Что такое тренер-лидер для клиента? Это человек, который кнутом и пряником смотивирует клиента заниматься спортом (хотя пример не совсем корректный, т.к. в спорте клиент сам должен быть заинтересован).

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
pe_z_de_c January 16th, 2016
Уберите из доков понятие "человеческие ресурсы". В жизни такого объекта не существует. Если, конечно, вы не рабовладелец и не патологоанатом.

theinterference January 16th, 2016
Простите, а как же тогда это назвать? И как назвать процессы управления этими сущностями?

ИСО 9001

sergey_gurin January 16th, 2016
ИСО 9001 стандарт, которого не должно быть.
1. Формально данный стандарт носит добровольный характер применения, фактически тот кто его применяет вынужден закупать продукцию и комплектующие у фирм, которые на него сертифицированы.
2. Попытка сократить затраты на входном контроле качества комплектующих - глупость, а если есть входной контроль качества, то нам нет необходимости пользоваться услугами фирм, сертифицированных на ИСО 9001.
3. ISO 9001 - стандарт, который принимают без участия тех, кто его применяет. Что довольно глупо, стандарт должен формироваться теми, кто его собирается использовать в своей деятельности.
4. Глупость ИСО 9001 состоит в том, что в закрытую коммерческую структуру запускают некие фирмы, которые сертифицируют на соответствие этого ИСО. Т.е. фирма перестаёт быть закрытой :)

Формируя стандарты на пломбировочные устройства, все действующие с 2014г. я вычеркнул в них всякое упоминание ИСО 9001 и ISO 9001 (они разные, хоть и похожи), если авторы стандарта пишут, что 9001 добровольный, то и не надо лезть к людям с попытками ограничить круг поставщиков предприятий сертифицированными на ИСО9001 структурами.

Re: ИСО 9001

theinterference January 16th, 2016
1. Формально данный стандарт носит добровольный характер применения, фактически тот кто его применяет вынужден закупать продукцию и комплектующие у фирм, которые на него сертифицированы.
Такого прямого требования не было. Если собственник САМ решал предъявить такие высокие требования к поставщику, то да, а если не решал, то никто и не заставлял.

3. ISO 9001 - стандарт, который принимают без участия тех, кто его применяет. Что довольно глупо, стандарт должен формироваться теми, кто его собирается использовать в своей деятельности.
И как вы себе это представляете? Кого и как звать? И сколько это будет стоить?

4. Глупость ИСО 9001 состоит в том, что в закрытую коммерческую структуру запускают некие фирмы, которые сертифицируют на соответствие этого ИСО. Т.е. фирма перестаёт быть закрытой :)
Во-первых, они подписывают соглашение о конфиденциальности, во-вторых, на права же вы как-то сдаете? Сертификация на соответствие ISO 9001 это то же самое.

Edited at 2016-01-16 12:55 pm (UTC)

egorov January 16th, 2016
вилами по воде этот 9001 стандарт, работал с 2008 версией кажется. очень общо писано, на конкретном предприятии все равно выдумать надо конкретно. проще было взять внутренние стандарты другого похожего предприятия и драть с них уже.

theinterference January 16th, 2016
В этом и прелесть этого "обще", т.к. можно заточить "под себя".

theinterference January 16th, 2016
Объединили "документы и записи" под общим понятием "документированная информация"
Наконец-то, а то народ реально с этим путался!

Ушло в прошлое "руководство по качеству" - в большинстве случаев это был бесполезный документ.
А это зря, как демонстрационный и собирательный документ было очень даже ничего. Потенциальным контрагентам послать или новичкам выдать для ознакомления.


kspshnik January 17th, 2016
Мне вот интересно, как они отправили в прошлое "руководство по качеству" у строителей, например. Или у морских перевозчиков.

ykaska January 16th, 2016
Не согласна, что "Руководство по качеству" бесполезный документ, на мой взгляд это общий документ всей СМК, на который, кстати, опираются при аккредитации лабораторий по неразрушающему контролю, также сертификационные организации при проведении сертификации продукции и даже заказчики при заключении договоров на поставку.

zorins January 16th, 2016
Это общий документ, который разобщает общий менеджмент и СМК

nenasedka January 16th, 2016
Очень давно, в 2009 работала в сертификационных центре, где как раз делали строительные лицензии (тогда раз от них отказывались и переходили на вступление в СРО) и сертификаты ISO.
На тот момент-было были просто бумажки, которые никакое качество не гарантировали, за которые просто платили деньги и чисто номинально предоставляли документы.
А сейчас это действительно работает?
Не просто профанация?
Внедряют?

lrlay777 January 16th, 2016
Лично меня , как потребителя товара, интересует:
1. качество самого товара
2. качество его сопровождения/ обслуживания.
3. Надежность фирмы (в плане долгосрочного сотрудничества если, необходимо знать, что она не собирается завтра банкротится, например)

Стройность колонн работников предприятия на корпоративных парадах и начищеность их сапог меня волнует в последнюю очередь)
Удивлюсь, если кто то подходит к этому иначе.)

lyalka_chornaya January 16th, 2016
Послушайте, а может объясните мне, видимо, крайне тупорылому, с тремя "вышками", заместителю директора, что это за ISO вообще? Чего это меня его трясут через тендер?И нужен ли он строительной компании? А может сделать умный вид и сказать: СРО есть, опыт есть, какого хера вы извращаетесь, ребята?

zorins January 16th, 2016
Строительной компании тоже не помешает. Можно попробовать сделать умный вид, но может и не прокатит.

lrlay777 January 16th, 2016
Подготовка генерального директора к аудиту на соответствие стандарту ISO-9001 по пункту "лидерство"

eghina January 16th, 2016
Главное, это ПРК убрали. Коллективная безответственность - за систему будут отвечать люди, не имеющие административного ресурса

zorins January 16th, 2016
И правильно убрали, не нужен отдельный человек

iv_an_ru January 16th, 2016
ISO 9001 --- многословный перевод на человеческий язык обязанностей командира арт.дивизиона. Отличие только одно: командир после стрельбы не звонит "получателям" с расспросами, понравилось ли им, и как лучше их обстрелять в следующий раз ;)

kspshnik January 20th, 2016
Вот мне тоже местами УГиКС, местами Боевые Уставы напоминает :)

afina_pallada17 January 16th, 2016
Проблема у нас не в системном подходе к производству, а в отходе от норм и правил при которых рождаются здоровые адекватные люди, которые самоорганизовываются правильно. И соответственно оптимально подходят к достижению целей.
Как только начинается влезание в естественный процесс (ГМО-продукция -например) мы отгребаем столько последствий и соответственно цикл нарушается, тк последующее поколение уже не соответствует требованиям - адекватность и здоровье и следовательно все разработанное до него не подходит к процессу звеном которого они будут являться.
И чем дальше в лес, тем больше дров.
И вот уже пустыни на месте лесов , а в городах бродят толпы неадекватных и не поддающихся никакой организации, но вечно-голодных сапиенс без гомо.

К чему это я, к тому, что увы приближаемся к точке, когда из схем самокрутки скрутят...