на нашей фабричке...


Previous Entry Share Next Entry

По стратегическому менеджменту пост

Единственная наука бесполезней политологии — стратегический менеджмент. Лучшие умы современности перемалывают томами учебников один простой вопрос: как бы понятнее объяснить сотрудникам, чем занимается ваша фирма. Никакого другого практического смысла в многочисленых книгах и статьях на эту тему вы не найдёте.

Отвечая на этот вопрос, теоретики и консультанты пытаются изобразить фирму как единый механизм и наделить его целевой функцией. Появляется миф о том, что у любой компании обязана быть миссия, цель и само собой, стратегия по её достижению. Как результат — в дирекции создаётся отдел стратегического планирования, единственной задачей которого становится завесить все стены плакатами с вымученными текстами "быстрее-выше-сильнее".

[...как правильно...]
Нет, я не против целей и стратегий. Пусть будут. Но не говорите мне, что это необходимое условие успеха. Я знаю массу счастливых людей, у которых нет жизненной цели. Я знаю массу успешных компаний, которые обходятся без стратегий. И вот вам моя теория на этот счет.

Во-первых, работники это не шестерёнки, а предприятие это не механизм с заданной программой. Каждый человек живет своими личными интересами. И поэтому мне ближе подход, когда поведение фирмы рассматривается как результат торга множества её сотрудников. А значит "цель" фирмы нельзя выразить единой функцией, и стратегия является лишь одним из факторов такого торга. Причем не самым важным.

Во-вторых, движение к цели не является единственным путем развития. Мне известно еще как минимум три альтернативных пути. Например, можно строить компанию, руководствуясь диалектическим принципом борьбы с внешними врагами и конкурентами. Вы же знаете о противоборстве Пепси и Кока-колы, LG и Samsung. Еще с десяток таких схваток могу сразу назвать. Эта борьба — отличный и главное, понятный всем сотрудникам лозунг. Мощный драйвер развития.

Другой путь — строить компанию по этапам жизненного цикла. Развитие — зрелость — гибель. Это наверное самый честный сценарий. Достигаем определенного уровня и потом стрижем купоны, пока позволяет рынок и есть силы. Сотрудники работают за хорошую зарплату, а не живут сказками про светлое завтра. Если сформулировать миссию такой компании, то получится "наш свечной заводик даёт людям свечки". Питер Друкер с учениками в печали.

Мне лично ближе четвертый путь, эволюционный. При таком сценарии компания постоянно изменяется, ищет новые ниши и тестирует их. Стремительно развивается там, где это получается и так же стремительно сворачивает неудачные направления. Единого вектора нет, но есть множество маленьких, тактических целей, и моя задача — грамотно распределить ресурсы между ними.

Совершенно не претендую на объективность, потому что такой подход — мой собственный, персональный выбор, и его не должны разделять все мои руководители. Часть из них строит свечной заводик, другая часть воюет за рынок, а кто-то движется к своей глобальной цели. Ну и отлично, пусть движется, а я готов им помогать.

Неужели кто-то думает, что если написать и развешать по коридорам рамочки с миссией и стратегией, будет польза? Думаете многие рядовые сотрудники разделяют ценности и верят в фантастические планы начальников? Хорошо ли, если в компании останутся одни стратеги-авантюристы, такие как я, и занервничают-разбегутся все консерваторы и сторонники стабильности?

Нет уж, пусть векторов будет много. Пусть наша цель постоянно изменяется в результате торга и компромисов. Пусть каждый сотрудник строит свою фабричку, кооперируясь и договариваясь с другими. Моя компания это не механизм — это площадка, на которой сходятся профессионалы для достижения каких-то личных целей.

Ну а для внешнего потребления есть неплохой лозунг — "Стать компанией номер один в литье пластмасс". Иногда проще придумать что-то, чем объяснять, почему этого нет и никогда не будет.




mobilekid July 15th, 2012
Енто у нас от СССР осталось. От плановой экномики.
Странно, что так не только у нас, видмо...
Кстати, плановую экономику вроде стали возрождать в Европе.

2tvlad July 19th, 2012
вы будете смеяться... но все корпорации только и занимаются плановой экономикой... это единственная модель, которая способна экономить ресурсы...

mikerrr July 15th, 2012
Что ж, неплохой метод управления. Как и у любого другого метода - у него есть достоинства и недостатки. Соглашаясь слушать толпу (результат торга сотрудников) вы меньше рискуете на рынке, достигаете средних результатов (Diversity Prediction Theorem). В случае кризиса организация будет устойчивее других, но крайне медленно будет реагировать на изменения. Звезд с неба тоже хватать не будете. В случае жесткой конкуренции или быстро меняющегося рынка - вы быстро потеряете рынок (последний пример - нокиа). Сотрудников такая организация тоже будет привлекать средних, потому что непонятно ради чего работать. Работать будут те, кому все равно).
А миссия и стратегия - удел тех, кто хочет управлять толпой своих сотрудников.

zorins July 15th, 2012
Речь не идет о том, чтобы слушать толпу. Это путь к усреднению и гибели, конечно.

Наоборот, речь идет о том, чтобы дать инициативу руководителям и принять их стиль, получив несколько направлений развития.

С сотрудниками тоже всё упрощается: те, кто ради светлого будущего, получают его. А те, кто хочет стабильности - имеют стабильность. Я про руководителей, конечно говорю. С рядовыми всё прозаичней.

Нокиа как раз пример жесткой, стратегии, ошибка кв которой стоила лидерства.

sharlo July 15th, 2012
Ай, как приятно увидеть у вас подкрепление своих мыслей... я тоже крайне осторожно отношусь к всеобщей стратегии, одной на всех, да еще вырабатываемой отдельным подразделением, не включенным в повседневную жизнь предприятия (а ведь бывает, что и на аутсорсинге заказывают..., так же странно звучит, как и "мы корпоративную культуру заказали одной фирме"). Ну, извиняюсь заранее перед специалистами, не верю я в умение отдельно взятого подразделения так точно диагностировать предприятие в целом и ведущих сотрудников в частности, чтобы за него решить, куда оно хочет и может расти. Слишком велик соблазн "напялить готовый костюмчик" - чай, не зря учились...
А еще радостно увидеть, что так настороживший меня в прошлый раз лозунг "Стать компанией номер один в литье пластмасс" - только транспарант, на первомайскую демонстрацию взять с собой ;)).
Правда, зачем оно вообще нужно во внешнем потреблении, я не совсем поняла. То есть гипотеза есть (это у меня всегда найдется :)), но вы-то что имели в виду?

zorins July 15th, 2012
Лозунг иногда удобно клиенту сказать иногда, или просто интересующемуся. Коротко, понятно и слекга провокационно. Не будешь же рассказывать реальные направления и планы. Это сразу не объяснишь даже профессионалу.

scorvol July 15th, 2012
Знаешь, я как-то разговаривал со знакомым, который работает в турагенстве. Обычная должность - работа с клиентами, переговоры, уточнения. Вобщем - сидет на телефоне. И в процессе разговора был вопрос с моей стороны - а чем он собственно занимается. На что он ответил, не без доли гордости, - я помогаю людям отдохнуть. Непосредственных функций он не выполнял - так что это больше относилось к конторе вцелом, себ-то какая-то общая цель. Которая вот так вот в разговоре со знакомыми позволяет почувствовать себя значительным (что-то из Карнеги), позволяет почувстовать, что тоже несёшь какую-то пользу обществу. Ну или хотя бы иметь возможность сказать что несёшь. Может быть в этом смысл "цели".
Знакомый - русский в штатах, если что.

sharlo July 15th, 2012
Это называется страшным словом "миссия фирмы", но только в случае вашего знакомого, похоже, что сделано это качественно. Если получается так - это мощный мотиватор. Но и при этом бывает, что сидят люди за соседними столами - один считает, что помогает людям отдохнуть, а другой - что бумажки перекладывает и придуркам отвечает.
У нас ходит такая рассказка об этом же, но по эту сторону границы (правда, похоже, что давно): в некоем "ракетном" КБ спрашивают тамошнюю уборщицу, что она делает на работе, и она гордо отвечает - "мы делаем ракеты"! И правильно отвечает, между прочим, попробуй хорошо сделать ракету, если у тебя в офисе помойка...

рамочки с миссией и стратегией, будет польза?

166509288 July 15th, 2012
Нет. Не будет.
Когда дурака заставляют Богу молится - он (как правило) разбивает лоб.

Отсюда - в каждой парикмахерской висит миссия.
Ну и стратегия - в каждой шаурме.

andreview July 15th, 2012
Уважаемый, судя по всему, ваши познания в стратегическом менеджменте несколько устарели или почерпнуты поверхностно из популярных книг. Ровно все, о чем вы толкуете, упоминается как равноправные варианты построения стратегии, в частности, в разделе "стихийная стратегия" (Минцберг-Уотерс).



>Неужели кто-то думает, что если написать и развешать по коридорам рамочки с миссией и стратегией, будет польза?
>

Вы это серьезно вообще?

>И вот вам моя теория на этот счет.

Не надо, не изобретайте "своих" теорий. не ознакомивших с тем, что уже наработано человечеством по этому поводу задолго до вас.

Делйте пластмассу, оставим теории Минцбергу и Друкеру. И Питерсу.

arctic_fox_1480 July 15th, 2012
Плюсую, хотел практически тоже самое написать ,но со ссылкой на других авторов)

Могу добавить только одно - "Нет цели - нет результата"

sevruk July 15th, 2012
Подпишусь под каждым словом.

До сих пор не сделал рамочек :) и даже на корп портале не описана миссия компании :) Зато эволюция на лицо.

(Deleted comment)
budan July 15th, 2012
Как бэ для фирм-однодневок и трёхгодок свой подход. Но книги писаны в США, где 4-е поколение уже владеет некими заводиками, а свечи вот то нужны, то нет - выкручиваются стратегиями.

И у эволюции тоже есть свои законы.

wal_king_alone July 15th, 2012
Есть простые показатели эффективности деятельности компании, которыми пользуются во всем мире.
По ним и можно судить об уровне менеджмента. Все остальное словеса.

masterep July 19th, 2012
Можете привести показатели по которым можно судить об уровне менеджмента?

n_urazova July 15th, 2012
Наконец-то, появился долгожданный пост :) Мне, вроде как, в нашей дискуссии положено быть в противостоянии :) Но уж больно поздно, а утро, как известно, всегда мудренее. Значит, если есть стратегия, то непременно скучная миссия в рамочке? ;)

zorins July 15th, 2012
Не обязательно в рамочке. Но обязательно унылая и довольно бессмысленная. Других не встречал. Может не везло?
Переносим на утро.

elenaprime July 16th, 2012
Поддерживаю ваш пост. Каждый может идти дорогой, которую выбрал сам. В том числе и в бизнесе. Но стратегия стратегии рознь.

masterep July 19th, 2012
Дорога-то должна быть всё равно. И ее нужно выбирать.

zorins July 16th, 2012
И каков выбор между качеством и стоимостью, если "Наш успех - доверие клиентов".
А если "Заработать денег, чтобы женить босса", то в пользу цены что-ли?

(Deleted comment)
zorins July 16th, 2012
на http://rusproduction.livejournal.com/ был список вродею
и на http://business-digest.livejournal.com/ есть точно

(Deleted comment)
ar00t July 16th, 2012
заметил сейчас, что ты по соц.капиталу круто вырос! Обошёл меня уже на 4 позиции. Желаю стать первым в рейтинге!

zorins July 16th, 2012
Спасибо, обязательно стану теперь:))

tabarhsak July 17th, 2012
Полностью поддерживаю, многие считают что и такой науки как экономика нет.
Это всё похоже на астрологию.

zorins July 18th, 2012
Да уж, экономика она какая-то не совсем наука, соглашусь.

?

Log in

No account? Create an account