на нашей фабричке...


Previous Entry Share Next Entry

Это не новогодняя ёлка упала



Это структура процессов организации. Модель, которая позволяет системно управлять качеством процессов. То есть построения этих семи процессов вполне достаточно для создания и совершенствования организации любого размера и любой специализации. Как и положено, в самом центре лежит процесс удовлетворения потребностей клиентов. Это хребет. К нему добавляются другие процессы управления ресурсами, по мере их важности и влияния на бизнес компании.


Второе назначение модели - поиск отклонений, анализ причин сбоев и дефектов. Неспроста она так похожа на диаграмму Ишикавы. Но в отличие от классической диаграммы Ишикавы, расположение ветвей не случайно - чем ближе ветвь к продукту, тем больше её влияние на качество.

На первый взгляд тут возникает некоторое противоречие - то, что очень важно для качества продукта, не очень важно для организации в целом. Но ведь и правда, качество комплектующих гораздо важнее для функционирования продукта, чем мотивированность персонала или своевременно погашенный банковский кредит. Просто дефекты в управлении персоналом или финансовые проблемы приведут к мелким, менее очевидным, но более системным сбоям. Эти сбои сложнее диагностируются, а их последствия намного болезненее для компании в целом, чем проблемы с поставщиком или подрядчиком.

Напишу сюда краткую расшифровку содержания этих семи процессов для производственной компании:

  • Потребность. Генерация лидов, конверсия, продажи.

  • Персонал. Рекрутмент, обучение, мотивация и развитие.

  • Финансы. Привлечение, бюджетирование, перераспределение, учет.

  • Проект. Промышленный дизайн, проектирование, доработки.

  • Технологии. Проектирование процесса, пилотный запуск, улучшение.

  • Оснащение. Создание окружения, установка оборудования, обслуживание, метрология.

  • Материалы. Поиск комплектующих, планирование и организация каналов поставок, развитие поставщиков.



Теперь можно оределить роль и место каждого на этой летящей ёлке и прописать на бумаге семь процессов. Если вы внимательно прочли список выше, то могли заметить, что содержание каждой ветки легко разложить по циклу PDCA. Ну или разложите по любому другому циклу, который вам больше нравится, главное, чтобы были предусмотрены стадии планирования и анализа результатов.

Это первый и самый важный шаг в построении системы менеджмента качества на предприятии. Причем не обязательно использовать написанную мной модель - можно сделать и свою, более близкую и понятную вашим руководителям. Важно чтобы был определен набор процессов и описано их место.

А на следующих этапах нужно будет разработать и внедрить:
Систему управления - единую систему принятия решений, включая анализ отклонений и рисков.
Систему аудитов - всеохватывающую систему контроля за исполнением решений.
Систему документооборота - общую систему управления документами и записями.
Систему улучшений - механизмы совершенствования каждого из существующих процессов, бережливое производство, инновации и всё такое.

Итого семь процессов и четыре системы, что может быть проще? Остаётся убедить всех сотрудников, что это важно и полезно, и можно внедрять всю эту красоту!


Если вы неичего не поняли из написанного выше - забейте, этот пост я писал для себя и еще десятка человек. Разработка методики еще не закончена, сама методика полностью не проверена - буду еще совершенствовать. Есть сомнения по поводу того, стоит ли оставлять финансы на дереве или выделить их в общую систему. А может наоборот - документооборот вставить восьмой веткой. Разница небольшая, на результат повлияет незначительно.

Сейчас помогаю двум компаням провести все эти изменения, там и будет видно, как удобнее сделать.


Recent Posts from This Journal


  • 1
kspshnik January 6th, 2016
На встрече это недоказуемо, очевидно :) Я говорю о том, что двух комплектов быть не должно, это псевдовнедрение получится. Тот самый карго-культ.

Вы точно читали, что написано? :) Для внедрения 9001 (внедрения, а не получения сертификата!) не обязательны никакие внешние консультанты. Вдумчиво читается стандарт, держа в голове, что это не отдельные процессы, а требования к собственным, и вперёд :)

Окупаемость тут может быть только у сертификации, и считается очень легко: есть сертификат - допустили к закупкам, нет сертификата - не допустили, прибыль недополучена.

donoschik January 6th, 2016
Я внимательно прочитал. Я и не собираюсь пользоваться услугами консультантов:-)

Просто обычно впаривается как раз не то, что вам надо сделать все по ИСО 9001, для этого сходите на курсы, тренинг, прочитайте книжку, поговорите с людьми, у которых оно работает, найдите примеры и шаблоны. А дальше займитесь формализацией БП, методологию внедрения думайте смотрите.

Меня просто всегда забавляет когда люди, которые умеют только говорить и писать бумажки, начинают мне рассказывать как строить бизнес. Я только с этой точки зрения. Больше ни с какой. А да еще и хотят неплохо на этом заработать. Хотя единственная функция, которую они выполняют в этом случае - это обучение. А никак не построение на вашей компании системы управления соответствующей какому либо стандарту, будь то ИСО 9001, или, например, TL 9100.

kspshnik January 6th, 2016
Иногда попадается настоящий консультант. Зверь редкий, но ещё встречающийся :)
Отличается наличием экспертизы и компетенций более высокого уровня, чем консультируемый.
Такой способен не только обучить (хотя это первая основная задача консультанта - передать компетенцию клиенту), но ещё и выступить экспертом, подсказывая клиенту наиболее эффективное для него решение.

Как подсказывает мне образование и опыт :), тут проблема заключается в том основная, что нельзя изменить систему, находясь внутри неё. Для этого надо подняться в надсистему. И основная проблема во внедрении 9001 (как и любого другого глобального для организации изменения) - найти команду, способную подняться на этот уровень абстракции, увидеть ситуацию "сверху", "со стороны". Если этого нет - всё становится безумно сложно :)
И в самую первую очередь - необходима 100% поддержка и 100% вовлечение высшего руководства. Без этого - можно даже не дёргаться, только дров наломаете :)

donoschik January 7th, 2016
не встречал. Да и особо искать не буду. Единоргов вон кто-то тоже видел:-) Но не видел я, чтобы девственницы по улицам на них рассекали толпой.

все выстроенные рабочие б.п., которые я видел сделаны от собственников. Отход и просмотр "сверху" называется стратегический менеджмент.

kspshnik January 7th, 2016
Согласен.
Проблема в том, что не у всех эта компетенция есть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account