?

Log in

No account? Create an account
На нашей фабричке

на нашей фабричке...


Previous Entry Share Next Entry

Это не новогодняя ёлка упала



Это структура процессов организации. Модель, которая позволяет системно управлять качеством процессов. То есть построения этих семи процессов вполне достаточно для создания и совершенствования организации любого размера и любой специализации. Как и положено, в самом центре лежит процесс удовлетворения потребностей клиентов. Это хребет. К нему добавляются другие процессы управления ресурсами, по мере их важности и влияния на бизнес компании.


Второе назначение модели - поиск отклонений, анализ причин сбоев и дефектов. Неспроста она так похожа на диаграмму Ишикавы. Но в отличие от классической диаграммы Ишикавы, расположение ветвей не случайно - чем ближе ветвь к продукту, тем больше её влияние на качество.

На первый взгляд тут возникает некоторое противоречие - то, что очень важно для качества продукта, не очень важно для организации в целом. Но ведь и правда, качество комплектующих гораздо важнее для функционирования продукта, чем мотивированность персонала или своевременно погашенный банковский кредит. Просто дефекты в управлении персоналом или финансовые проблемы приведут к мелким, менее очевидным, но более системным сбоям. Эти сбои сложнее диагностируются, а их последствия намного болезненее для компании в целом, чем проблемы с поставщиком или подрядчиком.

Напишу сюда краткую расшифровку содержания этих семи процессов для производственной компании:

  • Потребность. Генерация лидов, конверсия, продажи.

  • Персонал. Рекрутмент, обучение, мотивация и развитие.

  • Финансы. Привлечение, бюджетирование, перераспределение, учет.

  • Проект. Промышленный дизайн, проектирование, доработки.

  • Технологии. Проектирование процесса, пилотный запуск, улучшение.

  • Оснащение. Создание окружения, установка оборудования, обслуживание, метрология.

  • Материалы. Поиск комплектующих, планирование и организация каналов поставок, развитие поставщиков.



Теперь можно оределить роль и место каждого на этой летящей ёлке и прописать на бумаге семь процессов. Если вы внимательно прочли список выше, то могли заметить, что содержание каждой ветки легко разложить по циклу PDCA. Ну или разложите по любому другому циклу, который вам больше нравится, главное, чтобы были предусмотрены стадии планирования и анализа результатов.

Это первый и самый важный шаг в построении системы менеджмента качества на предприятии. Причем не обязательно использовать написанную мной модель - можно сделать и свою, более близкую и понятную вашим руководителям. Важно чтобы был определен набор процессов и описано их место.

А на следующих этапах нужно будет разработать и внедрить:
Систему управления - единую систему принятия решений, включая анализ отклонений и рисков.
Систему аудитов - всеохватывающую систему контроля за исполнением решений.
Систему документооборота - общую систему управления документами и записями.
Систему улучшений - механизмы совершенствования каждого из существующих процессов, бережливое производство, инновации и всё такое.

Итого семь процессов и четыре системы, что может быть проще? Остаётся убедить всех сотрудников, что это важно и полезно, и можно внедрять всю эту красоту!


Если вы неичего не поняли из написанного выше - забейте, этот пост я писал для себя и еще десятка человек. Разработка методики еще не закончена, сама методика полностью не проверена - буду еще совершенствовать. Есть сомнения по поводу того, стоит ли оставлять финансы на дереве или выделить их в общую систему. А может наоборот - документооборот вставить восьмой веткой. Разница небольшая, на результат повлияет незначительно.

Сейчас помогаю двум компаням провести все эти изменения, там и будет видно, как удобнее сделать.


Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    В Амазоне, искуственный интеллект, занимавшийся подбором кандидатов, принимал на работу слишком мало женщин, и его пустили в расход. А просто в…

  • (no subject)

    В пиццерии отказались давать меню - сканируй код в WeChat и заказывай там. После уговоров нашли какое-то переклеенное скотчем, наполовину устаревшее…

  • Снова по заводам

    Интересно, сколько заводов я посмотрел за свою трудовую? Думаю, несколько сотен. И знаете, средний китайский завод, на который я бы даже постеснялся…


  • 1
donoschik January 4th, 2016
а какая цель внедрения это системы?
То есть, на что в вашем подходе она повлияет на рост доходов или снижения издержек.
Это ведь основные вопросы предприятия, по которым имеет смысл оценивать любые инновации и модернизации:)

То есть, как сказывается то, что ваша система не заточена на деньги, как основной инструмент измерения ее эффективности?

zorins January 4th, 2016
В конечном итоге все меряется деньгами.

donoschik January 4th, 2016
ну так в этом у меня и вопрос.
Внедрение СМК стоит денег (найм персонала, затраты на персонал, время линейных сотрудников, время топ-ов и мид-менеджера, прямые затраты консультантам, затраты на инф.системы как на закуп, так и на эксплуатацию). В результате то чего?
В чем разница между формализацией Б-П, которая, лично для меня, понятно чему служит. Возможно это в цифрах нельзя выразить, но основную идею то можете указать. Мне кажется, это хорошо проговаривать, чтобы не забывать ради чего все это затевалось, а не внедрять СМК ради самого СМК.

А то вы пишете, а давайте внедрять СМК, а цель то какая?

Edited at 2016-01-04 02:25 pm (UTC)

zorins January 4th, 2016
Снижение издержек и рост качества, только так. Ниже все четко расписали.

Причем выигрыш в итоге ощутимый.

theinterference January 4th, 2016
Вариантов несколько:
1. за счет снижения издержек (оценка поставщиков, входной контроль материалов, выходной контроль товара (снижение за счет снижения количества претензий), апргрейд оборудования (это затраты, но они в итоге приведут к увеличению количества товара и качества, что снова снижает количество претензий и затраты на их устранение)

2. за счет прозрачности системы - увеличивается выработка, персонал заинтересован в работе, т.к. ему ясны результаты труда, руководству и собственникам ясно что происходит на предприятии в любой момент времени и в случае проблем можно вовремя их устранить и проще планировать будущее

3. за счет повышения лояльности клиентов - 80% дохода приносят постоянные клиенты, т.е. чем выше качество товара/ услуги = тем больше лояльность клиентов = тем больше прибыль

4. за счет того что все прописано и отрегулировано - проще и быстрее можно масштабироваться. Как пример, в Ронова Клининг прописали процесс запуска нового объекта и за полгода после внедрения резко распространились на 10 городов России, а раньше только в Москве работали. Ну и далее вообще мощная экспансия была.

5. за счет аудитов процессов быстрее становится понятно где проблемы и как их исправить

6. за счет процесса обучения/ введения в должность вы экономите время на обучении персонала, т.е. вместо 3 месяцев присматривания вы уже через 2-3 недели получаете полноценно работающего новичка.

Ну, это как минимум. В деньгах все это тоже можно пересчитать.

donoschik January 4th, 2016
То что вы описываете вполне закрывается вопросом формализации бизнес-процессов.
Поясню свой вопрос.
То есть у вас есть написанные регламенты, внедрены информационные системы, сотрудники работают в соответствии с БП. Но, как обычно, есть косяки:-)

Внедрение СМК, на мой взгляд, отвечает за выявление косяков в этих процессах и скорости устранения этих косяков. Вот и хотелось бы понять, где эта граница? Или вы относите формализацию БП, к системе качества?

theinterference January 4th, 2016
Чаще всего вопрос "а давайте формализуем процессы" довольно расплывчатый и внутри фирмы мало кто имеет понятие КАК это делать, ЧТО должно получится в результате и как этим результатом пользовться. Поэтому, на мой взгляд - если ориентироваться на iso 9001 даже на уровне "мы только процессики опишем. а сертификат получать не будем, раз нам не надо", то в итоге все процессы получатся стройнее и логичнее, чем если ориентироваться ТОЛЬКО на требования собственника.

Т.к. у меня был пример "Группы компаний Ирис" (клининг и обслеживание зданий), где собственник был.... своеобразный - придумал собственную терминологию, смешав процессный подход и проектный подход. Признаюсь, двинулась мозгом и отказалась от проекта, человек просто вообще никак и никакими авторитетами не переубеждаемый (20 ролей, млин, двадцать!).


Я лично формализовать БП могу и в рамках СМК, и просто под требования собственника (конечно, по мере возможности я буду ориентироваться на ISO 9001, просто ссылаться на него вслух не буду, чтобы собственнику было спокойнее).

donoschik January 4th, 2016
А что в этом сложного то в теории?:-) Вопросы то ведь в практике.
Формализация бп- описать правила по которым происходят процессы (метод описания лучше выбрать с картинками), создать шаблоны документов, инструкции, обучить сотрудников действовать согласно этим правилам, контролировать исполнение. Хорошо на эту формализацию нахлобучить инф. систему - проще контролировать, даже регулярно ведущийся гугл.докс - на порядок лучше амбарной книги.
Совсем замечательно будет, если будут установлены план-факты по целям с оцифровкой, привязанные к орг.подразделениям.

Дает это в зависимости от процесса либо снижение издержек (в центрах затрат), либо повышение дохода. За счет того что ты знаешь как действовать и эффективно используешь ресурсы, вместо бардака. Плюс сверху нахлобучивается учет, позволяющий контролировать, анализировать и вносить коррективы, со снижением времени между точками контроля.

Так вот, вопрос то у меня простой, вот эта формализация также стоит денег. Но выигрыш от нее достаточно понятен, ну как не надо объяснять зачем внедрять электронную почту. Редко кто спорит, а нам это нафиг не надо. Только если уж очень все хорошо с баблом в компании.
А вот если сверху вы добавляете непонятное "качество". то где собака то порылась? В чем разница. Если вы говорите об ИСО 9000, то именно на качество там ориентированы процессы аудита, управления знаниями. Может это и не стоит разделять, но так мне понятнее:-)


theinterference January 4th, 2016
А что в этом сложного то в теории?:-) Вопросы то ведь в практике.

Ну вот, знаете, пришла я работать секретарем. Нигде специально не училась, только комп знала очень хорошо. А что сложного, казалось бы - входящие, исходящие, на почту отправить, курьера послать. Дали мне задание "Пиши процедуру управления документацией". Я репу чешу, не понимаю, ну есть же все - входящие, исходящие, почта, курьер, что, мол, еще надо?

Пошла к директрисе, говорю - напишу что угодно, но научите как, пошлите меня на курсы делопроизводства. Она раз, тут же курсы крутые нашла, оплатила, меня отправила. Формально - 3 или 5 дней курсов было с 9 до 18, по факту в меня СТОЛЬКО информации по 6.30 напихали, что вот тут-то меня и просветило и я поняла зачем какая буковка на каком документе и в каком углу ставится. "Я знаю кунг-фу! (с) "Матрица".

Так и с формализацией БП было - пока читаешь ISO 9000 и 9001 глаза на лоб лезут - слова русские, а смысл не понятен. А когда объяснят на пальцах что, как и зачем писать, тогда, конечно, легко.

Совсем замечательно будет, если будут установлены план-факты по целям с оцифровкой, привязанные к орг.подразделениям.
Ага, для этого есть критерии результативности процессов, которые должны биться с целями в области качества (которые логично вытекают из политики в области качества).

А чем качество не понятно? И кому? Если собственнику, то мои ему сочувствия - бизнес скоро загнется, если рядовым сотрудникам, то им тренинг на час на тему что такое качество (с примерами на хлебе и мойке окна), что такое управление качеством (с примером на рецепте и инструкции к хлебопечке) и какие бонусы несет внедрение СМК лично для них (с примерами на живых сотрудниках). И все, все всё поймут.

donoschik January 4th, 2016
:)
Пока не все понимают.
Я работаю с предприятиями, есть у них вопросы даже в организации технологических цепочек и правил работы. А если начать разговаривать на тему, а продаете то вы как чуваки, там глубоко и надолго можно увязнуть.

Да хрен с ними даже с заводами, я вот недавно зарубился с тех.поддержкой Яндекс.Денег, платежи собаки остановили с аккаунта. Мой запрос и ситуация ввергла в ступор сотрудников тех.поддержки и со мной даже попытались говорить языком "в пункте 4.20 соглашения с пользователем указаны....". Я более чем уверен, они сертифицированы по ИСО-9001, да и сам организация нормальная. Но решать вопрос мне пришлось все равно с помощью разговоров по телефону и убеждения что просто так послать меня нахуй не получится:-)

А также показали вот числа второго, как крупная американская компания устроена (маленькую часть из 100.000 конторы) и как у них заточено все на институциональный подход, а не на результаты конкретного сотрудника. И какая магия в бабле от этого получается. Буду много думать:-)

Edited at 2016-01-04 05:36 pm (UTC)

theinterference January 4th, 2016
Я более чем уверен, они сертифицированы по ИСО-9001, да и сам организация нормальная. Но решать вопрос мне пришлось все равно с помощью разговоров по телефону и убеждения что просто так послать меня нахуй не получится:-)

Неа, я просто столько косяков от них читала, что думаю, что вряд ли. Ведь в ИСО 9001 что стоит во главе угла (тафтология, да? Простите) - удовлетворенность потребителя. Что надо делать, чтобы убедиться, что потребитель доволен - опрашивать и реагировать на обращения. А у них, по-моему, даже телефона поддержки ни в одной службе нет, только почта со стандартными отписками (поубвав бы!).


как крупная американская компания устроена
Это какая? Ажно любопытно :)

donoschik January 4th, 2016
Есть телефон. Бесплатный. Скорость реакции в ТП - вполне ок. Долю рынка, которую они отожрали в ЭД, показывает что с удовлетворенностью потребителя все тоже ОК. Я, например, там останусь. Косяки есть везде, вопрос в том, что сравнивать у нас приходится уровень косяков, а не мифическое "качество" и "удовлетворенность клиентов". Не кидают и то хорошо:-)))))))))

Да какая разница, то? Ну Хонивелл.

kspshnik January 4th, 2016
О Господи!

ISO 9001/ГОСТ Р ИСО 9001 - это не "система менеджмента качества", это СТАНДАРТ НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, который говорит, что если его требования соблюдаются, то на предприятии будут управлять качеством продукции.

donoschik January 5th, 2016
О, Дьявол!

Дальше то чего? Ок. ИСО стандарт. Тогда вы можете мне пояснить, что такое СМК? И соотношение затрат/возврата инвестиций от этого загадочного СМК. На пальцах. Как восьмилетнему.

kspshnik January 5th, 2016
СМК в понимании ISO 9001 - это и есть система управления предприятием.
Не какая-то добавочная хрень, а именно сама система управления: как предприятие управляется, как построены процессы, как принимаются решения.

Центральное понятие стандарта - качество производимой продукции как мера удовлетворённости клиентов. И всё направлено именно на максимизацию качества продукции, все требования стандарта.
При этом стандарт не требует создания дополнительных наборов документов/процессов, как делают т.н. "внедренцы" (а по сути - адепты карго-культа чуть больше, чем полностью) в 99% случаев, стандарт требует рассматривать все процессы на предприятии с точки зрения управления качеством продукции.

Например, для строительной организации (как и для любой другой, ведущей попроектную работу) нет необходимости разрабатывать какой-то дополнительный План Качества, он у них уже есть: это План Производства Работ, который в любом случае разрабатывается. И стандарт говорит (если вникать в суть, а не копировать внешние признаки :-)): ваш ППР должен отвечать таким-то требованиям, тогда он является Планом Качества :)

По сути своей, ISO 9001 (как и ГОСТ Р ИСО 9001) - это квинтэссенция, обобщение в концентрированном виде лучшего опыта, лучших практик управления организаций и предприятий, являющихся мировыми лидерами в своих отраслях. И работу по приведение системы управления предприятием в соответствие стандарту нельзя рассматривать как какой-то отдельный "проект" или "внедрение" со своим ROI - это оптимизация всей системы управления на предприятии, настройка её на максимальное удовлетворение потребителя, на максимальное создание ценности для клиента. Возврат вложенных ресурсов тут в росте конкурентоспособности продукции, и как следствие росте прибыли предприятия.

Вот как-то так.

  • 1