Сергей Зорин (zorins) wrote,
Сергей Зорин
zorins

Category:

Кредиты и бизнес-планы

Я ж не дорассказал вам про покупку фабрички!

В предыдущей части как-то скомкано получилось про кредиты, хотя конечно это была эпическая работа. Честно говоря, получение кредита – определяющая и самая сложная часть любой истории развития бизнеса. Я много раз просил кредиты. И много раз мне отказывали. Думаю, что успешными были не больше двадцати процентов от моих заходов к банкирам и частным инвесторам. А готовиться приходится на сто процентов и каждый раз, тем обиднее получать отказ. Готовишься, собираешь данные, пишешь бизнес-план, уже и сам начинаешь убеждаться, что под такое классное дело просто невозможно не дать денег – и тут раз! Облом. Хорошая история, но денег не дадим. Обидно до жути. Ругаешься на них про себя, злишься, но сделать ничего нельзя - только понять и простить. А потом снова идти к ним жес новым проектом.


Интересно, сколько бизнес-планов я написал инвесторам-кредиторам за двадцать лет? По паре штук в год это точно, иногда чаще. В девяностые эти планы никого не интересовали, конечно – начеркаешь на салфетке за обедом, вот и весь тебе план. Потом народ стал более грамотным, банкиры потихоньку стали ужесточать требования, да и заёмщики приучили всех к красивым презентациям и грамотным обоснованиям. Хотя откровенно говоря, разницы между салфеткой и нормальным бизнес-планом с точки зрения точности прогноза нет никакой. Сначала я конечно думал, что это я такой идиот, а большие ребята наверняка могут всё точно рассчитать и спрогнозировать наперёд. У них стабильный бизнес, финансисты с квадратными головами и хитрый софт, который всё правильно посчитает и смоделирует. А у меня бизнес дурацкий, сам я неуч, и на софтину нормальную денег нет.

Но время шло, я потихоньку учился сам и внимательно смотрел по сторонам. Мои презентации для инвесторов становились всё красивее, расчеты всё убедительнее, и в сравнении с большими ребятами наши бизнес-планы выглядели не так уж блекло. Но знаете, точность прогноза никак не поменялась. Я понял, что хороший бизнес-план это не тот, в котором прогноз точнее, а тот, который объединяет команду и посылает правильные сообщения инвесторам. Это скорее элемент коммуникации, чем точный расчет.

Сейчас, когда я работаю в большой корпорации, и общаюсь с не менее большими компаниями-клиентами, я точно могу сказать – иногда расчет на салфетке получается точнее и эффективнее, чем бизнес-план от Boston Consulting.

Так вот, возвращаясь к моим кредиторам в 2006. Тогда я точно бил в цель. Правильный посыл, в нужное время и правильным людям – и банк и Гена дали денег с первого раза и столько, сколько просил. Хорошая кредитная история, нормальные обороты, понятный залог – практически заёмщик мечты. Главное было ничего не напортить, всё сделать ровно и не напугать своим напором.

В итоге, как вы знаете, всё получилось, фабричку купил и кредиты все потом вернул (хотя в 2009-м пришлось немного понервничать). Там была ещё интересная история с переездом, когда мы перевезли заводик, уволили всех старых и наняли новых сотрудников всего за два месяца. Напишу на днях.

Tags: успехи
Subscribe

Posts from This Journal “успехи” Tag

  • Кручу-верчу, заводик хочу

    Что-то я наврал вам в прошлый раз с цифрами. На покупку завода и переезд требовалось четырнадцать миллионов, а не одиннадцать. Помимо собственно…

  • Флэшбэк: Как прикупить заводик

    История с покупкой завода началась в июне 2006 с шальной идеи, а закончилась полным переездом производства в ноябре того же года. По-моему, это был…

  • История одного успешного

    Раз уж сам tema вспомнил про наши телефоны, давайте я про них и расскажу. Заодно перейдем к позитиву, хватит уже про банкротства и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments