Сергей Зорин (zorins) wrote,
Сергей Зорин
zorins

Categories:

Незаменимых у нас нет, или что делать начальнику, потерявшему вас

Тут на днях коллеги обсуждали необходимось взаимозаменяемости. Руководству всегда хочется, чтобы у каждого сотрудника был дублёр, который может заменить его, если вдруг чего. Под "вдруг чего" обычно имеется ввиду скоропостижное и внезапное по собственному желанию. Вот уволится человек – а у нас клиенты, заказы и сроки! Кошмар-кошмар!

Пока они спорили, я вспоминал свои истории. Бывало такое, внезапно увольнялись самые ценные, незаменимые и само собой непродублированные. А один раз даже ушли целым отделом – разработчики вдруг решили открыть свой бизнес. То есть, конечно не "вдруг" – несколько месяцев до этого втихаря уводили клиентов на сторону и готовили себе новый плацдарм. Но я-то об этом узнал в самый последний момент! И вот как, спрашивается, мне бы тогда помогли дублёры? Они бы свалили в тот же день.

И знаете, чему меня научил двадцатилетний опыт внезапных уходов, болезней и предательств? Незаменимых людей действительно нет! А для замены совершенно необязательно готовить дублёров на каждую позицию. И вот почему:

1. Кросс-функциональность у сотрудников появляется сама собой, по мере их горизонтального взаимодействия. Правда тут есть один особый случай – нужно на корню истреблять сотрудников, которые гребут только под себя и не делятся информацией с коллегами. Таких "звёзд" видно сразу, и никакой терпимости к ним быть не должно. Если интересно, как уволить "звезду" без потерь – расскажу в комментариях.

2. Если функционал ключевых сотрудников прописан, если существует структура в виде документов, отчетов и совещаний – замена проходит гладко и довольно просто. В первый же день расставания основные функции уволившегося распределяются среди его коллег, а неосновные – откладываются или отмняются вовсе. И мы получаем несколько недель, а то и месяцев на поиск нового человека.

3. Чаще всего оказывается, что внутри компании уже есть практически готовый специалист на замену. И искать нового сотрудника приходится совсем не на освободившуюся вакансию, а на какую-либо смежную, более простую. Вообще, внезапный уход – это отличный повод провести кадровую ротацию и дать людям шанс карьерного роста, которого иначе пришлось бы ждать много лет.

4. Чаще всего сотрудник увольняется не просто так. Скорее всего у него уже есть большое недовольство, которое пожирало его изнутри не один месяц, отравляя не только его собственную жизнь, но и рабочую атмосферу в коллективе. Может быть поэтому, заменяя внезапно ушедшего человека кем-то даже менее профессиональным и менее опытным, я всегда отмечал скачок в общей эффективности.

В итоге, мой личный вывод – бояться внезапного ухода ключегого сотрудника не стоит, и готовиться к нему не нужно. Если процессы отлажены и организация работает, как механизм – потерь не будет и замена найдется довольно быстро.

Потому что незаменимых у нас нет!

Tags: руковожу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 187 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →