на нашей фабричке...


Previous Entry Share Next Entry

Незаменимых у нас нет, или что делать начальнику, потерявшему вас

Тут на днях коллеги обсуждали необходимось взаимозаменяемости. Руководству всегда хочется, чтобы у каждого сотрудника был дублёр, который может заменить его, если вдруг чего. Под "вдруг чего" обычно имеется ввиду скоропостижное и внезапное по собственному желанию. Вот уволится человек – а у нас клиенты, заказы и сроки! Кошмар-кошмар!

Пока они спорили, я вспоминал свои истории. Бывало такое, внезапно увольнялись самые ценные, незаменимые и само собой непродублированные. А один раз даже ушли целым отделом – разработчики вдруг решили открыть свой бизнес. То есть, конечно не "вдруг" – несколько месяцев до этого втихаря уводили клиентов на сторону и готовили себе новый плацдарм. Но я-то об этом узнал в самый последний момент! И вот как, спрашивается, мне бы тогда помогли дублёры? Они бы свалили в тот же день.

И знаете, чему меня научил двадцатилетний опыт внезапных уходов, болезней и предательств? Незаменимых людей действительно нет! А для замены совершенно необязательно готовить дублёров на каждую позицию. И вот почему:

1. Кросс-функциональность у сотрудников появляется сама собой, по мере их горизонтального взаимодействия. Правда тут есть один особый случай – нужно на корню истреблять сотрудников, которые гребут только под себя и не делятся информацией с коллегами. Таких "звёзд" видно сразу, и никакой терпимости к ним быть не должно. Если интересно, как уволить "звезду" без потерь – расскажу в комментариях.

2. Если функционал ключевых сотрудников прописан, если существует структура в виде документов, отчетов и совещаний – замена проходит гладко и довольно просто. В первый же день расставания основные функции уволившегося распределяются среди его коллег, а неосновные – откладываются или отмняются вовсе. И мы получаем несколько недель, а то и месяцев на поиск нового человека.

3. Чаще всего оказывается, что внутри компании уже есть практически готовый специалист на замену. И искать нового сотрудника приходится совсем не на освободившуюся вакансию, а на какую-либо смежную, более простую. Вообще, внезапный уход – это отличный повод провести кадровую ротацию и дать людям шанс карьерного роста, которого иначе пришлось бы ждать много лет.

4. Чаще всего сотрудник увольняется не просто так. Скорее всего у него уже есть большое недовольство, которое пожирало его изнутри не один месяц, отравляя не только его собственную жизнь, но и рабочую атмосферу в коллективе. Может быть поэтому, заменяя внезапно ушедшего человека кем-то даже менее профессиональным и менее опытным, я всегда отмечал скачок в общей эффективности.

В итоге, мой личный вывод – бояться внезапного ухода ключегого сотрудника не стоит, и готовиться к нему не нужно. Если процессы отлажены и организация работает, как механизм – потерь не будет и замена найдется довольно быстро.

Потому что незаменимых у нас нет!


Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

geodez February 28th, 2015
как уволить звезду без потерь?

dimmcompany February 28th, 2015
присоединяюсь

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
daneech February 28th, 2015
Ну и не совсем с Вами согласен. Все индивидуально. Бывают такие сферы и такие сотрудники, что замену найти очень сложно и дорого.

zorins February 28th, 2015
В последний раз мне такое говорили, когда не хотели увольнять напившегося на работе технолога.

(Deleted comment)
vitard February 28th, 2015
1. Все рабочие данные сотрудники обязаны держать на сервере.
2. Данные на сервере постоянно бэкапятся.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

палка о двух концах...

oren_56 February 28th, 2015
"нужно на корню истреблять сотрудников, которые гребут только под себя и не делятся информацией с коллегами." - цинично я считаю, хотя с позиции руководителя, наверное да...
Вот например, на мне завязаны основные действия в фирме, никому не интересны (если точнее не нужны лишние хлопоты) из сотрудников мои "телодвижения" в плане поднятия продаж и.т.п. Я что должен навязывать, обучать, принуждать ??? Да мне проще самому все сделать! И быстрее. Подчиненным не надо, а мне, так тем более!
"Чаще всего оказывается, что внутри компании уже есть практически готовый специалист на замену" - а это 100%. Особенно, как это часто бывает и обожают делать руководители, тупо перевалить/распределить обязанности на других сотрудников...


Re: палка о двух концах...

net_easy February 28th, 2015
Проблема с вами решается внедрением простейшего CRM. Через месяц вы перестанете быть проблемой и вас можно будет заменить.
Но вы ведь не допустите такого? :-))))))

А поговорить?

sl_r February 28th, 2015
А если прямо поговорить с таким гребущим под себя и объяснить свою мотивацию? Мол, гребешь под себя и лишаешь меня возможности быть увереным в поддержке процесса, если ты заболеешь или в отпуск свалишь.
Или соглашаешься работать в команде, или распрощаемся.

Re: А поговорить?

zorins February 28th, 2015
Поговорить - в первую очередь, но они же неосознанно гребут под себя. Разговоры не могут изменить личность.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
vityok_m4_15 February 28th, 2015
угу.
как раз прямо сейчас остался без операторов на выписке накладных.
одна оказалась невменяемой и уволилась за час, а вторая через пару дней ушла в запой.

и что..
накладные выписываются, даже быстрее, хоть и не без нервотрёпки.

zorins February 28th, 2015
Сейчас найдешь нового за день.

абалдеть!

derevnya_trade February 28th, 2015
а как защитится работнику от внезапного увольнения? более полугода назад выгнали за один день и кинули на деньги, ещё не нашел работу... кризис видите ли...
до этого ни каких предупреждений не было, хотя завалил пару задач, но не думаю что их можно было решить за приемлемое время

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
himera73 February 28th, 2015
Я гребла под себя неосознанно. Так просто получалось - проще сделать самой, быстрее, эффективнее, плюс мне самой интересно учиться. Но два года практически без отпуска научили делегировать полномочия. Среди моих подчиненных пока нет человека, который умеет все то что я, но каждый уже "прокачал" какой-то навык. Так что по большому счету я могу уйти в отпуск, я могу сменить компанию..При наличии адекватного руководителя (не суперского, с базовыми управленческими навыками) процесс не остановится.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
skif_swarogich February 28th, 2015
Не льстите себе. Если два года искали, значит особой потребности в позиции не было. Либо успешно справлялись смежники, взявшие на себя часть функций.

nikgrek February 28th, 2015
Если только это не человек который один в компании знал, про черную кассу, обнуление фискальной памяти, компании на которые нужно переводить деньги для обналичивания, ну и так далее.

utgard_loky February 28th, 2015
Так кто же такого уволит? Зицпредцедатель?

olka_barkarolka February 28th, 2015
А зачем держать на работе человека, которого можно уволить без потерь?

utgard_loky February 28th, 2015
Без резервов никак.

min_nin_na February 28th, 2015
ну нет так нет. какого фига тогда два дня чтобы взять или неделю отпуска приходится буквально в ноги падать?

intac February 28th, 2015
во,точно. и слышать "вот доделай это, это и ещё это! и тогда, если ничего срочного не будет иди! но телефон невыключай!"

parocsimal February 28th, 2015
Правильно, только иногда 1го приходится заменять двоими.

skif_swarogich February 28th, 2015
Лучше иметь двоих, чем зависеть от одного.

(Deleted comment)
d_v_temnote February 28th, 2015
не скажите.
если это фирма, в которой на изучение предметной области уходит минимум год, а для того, чтобы чел стал в ней экспертом - минимум два, то уход специалиста - катастрофа.
у нас вот именно так. и никаких горизонтальных связей нет, ибо свое бы разгрести и чтоб при этом голова не лопнула, тут уж не до изучения параллельных проектов коллег. в итоге при чьем-то уходе на разгон новичка убивается масса времени. не говоря уж о том, что часто новичок тож сваливает, тк не хочет "столько всего учить".

dimas February 28th, 2015
кмк если постоянный завал, который надо разгребать, это уже говорит о том, что рабочий процесс не так построен ...

еще можно новичку просить документировать все, что ему рассказывают. убиваются сразу два зайца - определяется насколько новичок усвоил то, что ему рассказали, второй - появляется микродокументация для следующего новичка, который её еще допишет и углубит. и т.д. ....

?

Log in

No account? Create an account