?

Log in

No account? Create an account
На нашей фабричке

на нашей фабричке...


Previous Entry Share Next Entry

Вернуть производство (электроники) в Россию

Главный вопрос, который мне нужно было выяснить в Польше — почему наши европейские заказчики размещают производство здесь, а не в дешевом, модном и таком удобном Китае.



Оказалось, что мелким и средним компаниям просто не выгодно работать с Китаем. Расходы на командировки, на транспортировку, проблемы с коммуникациями и различие подходов к бизнесу делают размещение производства в Азии слишком дорогостоящим. По оценке моих польских коллег, при обороте меньше 10 миллионов долларов в год, европейские заказчики предпочитают заказывать производство в Европе — поближе к потребителям.

Спрашивается, почему тогда русские разработчики сначала бегут в Китай, и только потом, столкнувшись с проблемами и нарастив объемы, начинают искать варианты на родине? Почему в России, в отличие от Польши или Венгрии нет ни одного сколь-нибудь крупного производителя электроники?

Конечно, причин тут несколько. Но главная в том, что до недавнего времени у нас действовали фактически запретительные тарифы на производство электроники. Ставки пошлин на электронные компоненты были выше, чем пошлины на готовую продукцию. Плюс повсеместное применение серых схем при импорте — и в итоге любое российское электронное производство оказывалось на 10-30% дороже китайского. Только настоящим патриотам по карману. Как результат мы имеем микроскопические размеры локального производства на фоне красивых лозунгов об инновациях и импортозамещении.

Ситуация изменилась только в последнее время. Оба фактора. Во-первых, стали заметны результаты борьбы с серым импортом — занижением таможенной стоимости при ввозе. За счет подорожания нелегальной конвертации эта схема значительно потеряла свою привлекательность, а риски её использования возросли. Во-вторых, с вступлением в ВТО, Россия начала процесс постепенного снижения таможенных пошлин, и к настоящему моменту обнулились пошлины на все электронные компоненты. Это конечно не сравнится с той защитой рынка, которую внедряли у себя корейцы, китайцы или бразильцы, но тоже неплохо.

А с учетом резкого удешевления рабочей силы (напомню, мы теперь реально дешевле китайцев), можно ожидать массового переноса производств обратно в Россию. Мы у себя даже термин такой придумали — Русорсинг. Это как аутсорсинг, но только когда производство возвращается в Россию.

Изменения, конечно мгновенно не произойдут, поскольку ещё потребуется преодолеть инерцию рынка, привлечь инвестиции и провести большую организационную работу. Года три должно пройти, пока станут заметны результаты русорсинга. Но судя по моим последним контактам, процесс уже пошел.


А напоследок посмотрите жизнеутверждающее видео, снятое на нашем польском заводе. Ни капли не приукрашено — всё так и есть. В Твери сделаем не хуже, если что.




  • 1
oppad1 January 20th, 2015
ложное утверждение. с квалифицироваными кадрами большая проблема, а одного индуса сюда везти - толку нет.
да, есть такие фирмы, которые дают под задачу инженеров (тех же индусов), но качество обычно низкое и держать будут за фаберже - так как по сути айпи будет не твое, а этих индусов.
если опыт анонима вам не интересен - гугль по этой причине свернул рнд в Москве
причем гугль это программисты, а не инженеры - программиста подготовить проще - сиди программируй, в опенсорс например, а инженеру нужно участие в реальных проектах

Edited at 2015-01-20 09:56 pm (UTC)

barbuljak January 20th, 2015
так я даже не про сверу IT, а именно про инженеров для производств.Вот с наших АНтонова и ЮЖМАША довольно немало к вам (РФ) поперлось сейчас.

oppad1 January 20th, 2015
но если мы про электронику - то как же там без электронщиков :) ну и с конструкторами-механиками тоже беда - как правило, где я участвовал в электронике - механику разрабатывают не у нас. там, по-моему, еще хуже усугублено, то есть толковому конструктору еще сложнее практического опыта набраться

barbuljak January 20th, 2015
ну это вы скорее про програмистов.
Ну может мировой кризисс расставит приоритеты.В общем время покажет)

barbuljak January 20th, 2015
знаю вот например что с Николаева в Питер много едет именно ИТР из судостроения (хотя и рабочие едут),потому что есть точки приложения.Там же все пылью покрылось.А в ЕС свои приколы и барьеры.

Edited at 2015-01-20 10:10 pm (UTC)

avanik January 22nd, 2015
Общался с конструкторами из Николаева, правда лет 7 назад. Полная жопа у них была. У наших тогда от 30 тр. у них около 5 на наши деньги. СПб

barbuljak January 22nd, 2015
так сейчас еще хуже стало.Некоторые к вам уехали)

avanik January 22nd, 2015
Я догадываюсь)

  • 1